Вибродемпфирование и шумоизоляция салона автомобилей – это подготовка салона и кузова автомобиля к инсталляции видео и аудио систем, с целью обеспечения высокого качества звука.
Шумоизоляция салона
При работающем двигателе звуковые волны распространяется по всем направлениям. Проходя через металл переборки из моторного отсека, штатную шумоизоляцию, ковры и тому подобные элементы салона звуковые волны в значительной степени гасятся. Тем не менее, шум двигателя всё равно остаётся слышимым. Хотя звуковые волны и теряют свою энергию, однако они вызывают вибрацию поверхностей большой площади, таких как: крыша, пол, стенка моторного отсека, боковины багажника, филенки дверей, и так далее.
Несколько меньше вибрируют элементы малой площади, а так же элементы с большим числом изгибов: ребра жесткости кузова, стойки и так далее. Кроме перехода энергии волн звука в механическую энергию колебаний, вибрации поверхностей непосредственно связаны с вибрациями элементов самого транспортного средства: трансмиссии, двигателя, элементов ходовой части и так далее. И хотя амплитуда вибраций невелика, но данные колебания также порождают звуковые волны. Невозможно разделить первичные звуковые волны, то есть проникающие через всевозможные уплотнители, от вторичных, вызванных вибрацией поверхностей. Пассажиры слышат просто широкополосный шум.
При шумоизоляции производится вибродемпфирование металлических поверхностей (с нанесением изолирующего материал на металл кузова непосредственно). Оно имеет своей целью заглушение вторичных звуковых волн. Затем выполняют уже укладку дополнительных шумозащитных материалов нескольких видов. В прямой зависимости от цели применяются разные структуры материалов.
Вибродемпфирование позволяет перевести механическую энергию колебаний металлических поверхностей в тепловую энергию, распределяющуюся в слое виброизоляции, и значительно снижается, таким образом, интенсивность вторичных волн звука. При выполнении бюджетной шумоизоляции достаточно покрыть вибродемпфирующим материалом около 80-90% поверхности металла, не затрагивать рёбра и другие жесткие элементы кузова. Обработке должны быть подвергнуты стенка моторного отсека (с внутренней стороны), пол салона, филенки дверей, тоннель, крыша и багажник.
Для выполнения работ должен быть разобран весь салон, если это необходимо, то производится демонтаж торпедо и отопителя. Укладывается слой дополнительной виброизоляции поверх штатной (или даже несколько). Если штатная виброизоляция не прилегает непосредственно к металлу, её нужно или демонтировать полностью, или попытаться, как следует уложить на место. Шумоизоляцию укладывают под штампованные «родные» детали шумоизоляции.
Имеется несколько типов прокладочных материалов, убирающих ненавязчивые поскрипывания (так называемые «сверчки»), которые после выполнения шумоизоляции начинают быть слышны сильнее, так как общий шумовой фон существенно снижен. Вообще, любые операции, связанные с шумоизоляцией нужно выполнять с оглядкой на присутствие внутрисалонных шумов.
Внутри салона бывают слышны дребезжание и шумы пластмассовых деталей облицовки, торпедо и тому подобных элементов. Помимо проклеивания и прокладывания стыков можно также частично устранить эти шумы при помощи вибродемпфирования специальным материалом больших площадей пластика.
Нельзя ответить однозначно, какие именно элементы необходимо обязательно шумоизолировать: багажник, двери, крышу; и нужно ли делать в принципе дополнительную шумоизоляцию. Не встречаются практически автомобили, у которых крыша в заводских условиях была бы вибродемпфирована, за исключением больших универсалов, да и то лишь частично. Это объясняется тем, что, по мнению производителей, проникает сквозь зону крыши относительно малое количество внешних шумов. Тем не менее, во время движения с достаточно большой скоростью крыша может стать достаточно вибронагруженной зоной, то есть превратиться в источник вторичных шумов. По крыше могут также стучать капли дождя. Если обработать крышу шумопоглощающими материалами, то можно успешно нивелировать эффект от этих неприятных явлений.
Через двери проникает много внешних шумов, филёнки имеют большие площади (хотя само стекло является отличным шумоизолятором). Поэтому важность обработки дверей может уступать только самым шумящим зонам – полу салона и стенке моторного отсека. Часто качественно выполненная обработка дверей может дать эффект, сравнимый, скажем, с эффектом обработки пола. Особенно касается это большеразмерных автомобилей с заводской качественной обработкой пола. Следует также заметить, что двери обработаны на заводе традиционно и не очень обильно (это касается даже достаточно дорогих автомобилей).
Шумоизоляция стоек и других жестких элементов, или подкапотного пространства, является оправданным лишь в том случае, когда выполнены уже все остальные виды работ. Стоит обратить внимание также и на эти зоны, если руководствоваться принципом "мелочей нет". Хотя, нужно отметить, что в автомобилях с дизельными агрегатами вибродемпфирование одной только крышки капота уже способно показать ощутимый результат.
Автомобили разных брендов, марок и моделей отличаются друг от друга существенно, потому к каждому заказу необходимо подходить абсолютно индивидуально. Опыт работы позволяет специалистам нашей компании выбирать наиболее соответствующие варианты, по соотношению цена/достигнутый эффект, для любого автомобиля.
Обработке дверей – особое внимание
Поскольку двери традиционно являются наиболее востребованной заказчиками зоной обработки, далее излагаются основные принципы, которыми руководствуются обычно при подборе комплекта, и описываются несколько вариантов обработки.
Сквозь двери в салон изначально попадает много посторонних звуков. Не редкое явление и собственные скрипы карт. Они могут происходить даже у дорогих автомобилей, после того особенно, как карты были хотя бы раз демонтированы не специалистами. Потому многие автолюбители предпочитают начинать именно с данной зоны шумоизоляцию салона своего автомобиля. Без тщательной обработки нелегко реализовать при дверном размещении потенциал динамиков. При установке акустики в двери могут возникать следующие нежелательные эффекты: акустическое короткое замыкание (то есть выход волн, которые излучаются внутренними поверхностями диффузоров, из объёмов дверей и компенсация ими звуковых волн, которые излучаются внешними поверхностями и находятся в противофазах), призвуки (то есть собственные излучения филёнок, дребезжание различных тяжей, элементов замков) и так далее. Все эти проблемами можно эффективно ликвидировать.
В бюджетном варианте обработки дверей сначала производят виброизоляцию внешней филенки двери и заклейку технологических отверстий, расположенных под картами дверей, виброизоляционным материалом. Для этого обычно используется Вибропласт-М1 или М2. Больший эффект обеспечивает заклейка всей площади, находящейся под картой, включая и технологические отверстия, и металл. При этом необходимо следить, чтобы тяжи дверей не касались клейкого слоя материала, который используется для демпфирования. Для этого вырезают кусок материала, находящийся в непосредственной близости от тяжа или же заключают тяжи в гофрированные трубки. Допустимо для этой операции использовать также Бимаст-Стандарт – у большинства автомобилей не будет критичной разница в весе, а эффективность у этого материала выше, чем у Вибропласта. Если переутяжеление всё же нежелательно, всегда возможно использовать Dynamat Extreme – этот материал ещё более эффективен и имеет совсем небольшую массу. Использовать второй слой шумоизоляционного материала на филенках нежелательно, так как он может впитывать влагу или отлипать под влиянием повышенной влажности (это вообще характерно, для шумопоглотителей и шумоотражателей, соответственно).
При акустической обработке к описанному выше варианту можно добавить слой шумоотражателя на всю площадь под картой (используя, к примеру, Сплэн-2) и/или добавить на саму карту слой прокладочного материала (который является, в том числе и шумопоглотителем). В последнем случае чаще всего используется Битопласт-5Л/10Л. При требовании максимальной эффективности, эти оба слоя могут использоваться вместе. Если заказчик желает достичь максимального эффекта при шумоизоляции дверей, то вариант может быть следующим: филенка двери обрабатывается в один слой виброизоляционным материалом; площадь под картой обрабатывается в два слоя виброизоляционным материалом плюс тонким шумоотражателем, а также укладывается на самой карте один слой прокладочного материала.